Реальность развития отечественного молочного животноводства такова, что растет поголовье, фермы становятся крупнее. Параллельно с этим хозяйству необходимо не только количественно, но и, прежде всего, качественно совершенствовать скот, вести селекционную работу по заданным признакам. Цель такой селекционной работы состоит именно в том, чтобы выявить и закрепить в последующих поколениях выдающиеся показатели по важным признакам, которые были спонтанным проявлением.
На основе данных о происхождении строится вся селекционная работа. Мало того, на основании этих данных хозяйство планирует свои финансовые показатели. То есть любая ферма, которая пренебрегает проведением подтверждения происхождения, в действительности теряет деньги.
По сути, вся работа, которая ведется на предприятии, состоит из нескольких этапов: оценка потенциала животного, осеменение таким образом, чтобы все худшие признаки улучшились, а все лучшие не стали хуже и получение следующего поколения животных. Поэтому эффективность селекционной работы базируется на том, насколько качественно проведена оценка происхождения и насколько данные, записанные в программах управления стадом, соответствуют действительности.
Какие лаборатории могут проводить тестирование на подтверждение происхождения?
Подтверждение происхождения — это не какой-то абстрактный метод. Во всем мире все молочные предприятия, которые делают подтверждение происхождения, делают их в лабораториях, сертифицированных двумя организациями. То есть, фактически нет в этом процессе свободы и не должно быть. Есть организация ICAR (Международный комитет по учету животных), которая разрабатывает методику, начиная от требований к выделению ДНК и заканчивая стандартами обработки данных. Стандартов работы ICAR придерживаются лаборатории во всем мире. Также есть ISAG (Международное общество генетики животных), которая проводит так называемые «раунд-тесты». То есть, ICAR стандартизирует все процессы, а ISAG выступает именно контролирующим звеном и проверяет, насколько корректно были внедрены разработанные стандарты.
Как эти лаборатории подтверждают свою компетентность в оценке?
Лабораториям, которые участвуют в раунд-тестах, ISAG предоставляет 20 анонимных образцов для проведения тестирований. Все те же образцы получают и другие лаборатории, претендующие на статус организации, работающей по международным стандартам. ISAG оценивает данные, полученные от лабораторий, и делает заключение о том, насколько их результаты соответствуют действительности и, соответственно, качественно выполнены. На основе анализа результатов по всем образцам оценивается процент достоверных данных.
По завершению обработки результатов ISAG присваивает ранги лабораториям, от 1 до 5. Первый ранг присваивается лабораториям, получившим наивысший процент достоверных данных. Такие лаборатории далее могут подаваться в ICAR для сертификации.
Как этот вопрос решается в России?
В России всего три лаборатории, которые участвуют в таких раунд-тестах. И это действительно печально. По сути, хозяйства в нашей стране продолжают работать «вслепую», недооценивая потенциал своего поголовья. При этом не существует законного основания, обязывающего лаборатории работать по международным стандартам. Поэтому с кем работать - это выбор самого хозяйства, которому приходится принимать результаты лаборатории «на веру».
И лишь единичные лаборатории пока способны выстроить работу в соответствии с международными стандартами. Согласитесь, совсем другое дело, когда лаборатория имеет международную сертификацию и гарантирует предоставление достоверных репрезентативных результатов.
Однако, неправильно было бы обойти вниманием еще одно направление, которое присутствует и на рынке России. Подразделение ICAR DNA Data interpretation center (Центр по интерпретации данных ДНК) оценивает компании, которые не являясь лабораторией, предлагают услуги по работе с данными, полученными извне. Разница в этой оценке именно в том, что компания, желающая аккредитоваться, получает не обезличенные образцы, а зашифрованные файлы с данными.
Если упрощенно, то схема выдачи лицензий в зависимости от того, есть у компании лаборатория («Мокрая лаборатория») или нет (только обработка полученных данных - «Сухая лаборатория»), можно представить следующим образом:
Тут есть нюанс. Компания берет на себя обязательства только в части обработки данных, а не в части их достоверности и правильности получения. А в селекционной работе играет роль именно связка: достоверные лабораторные результаты - обработка данных – выдача и внедрение результатов. Если хотя бы одна из составляющих не соответствует стандартам, сложно прогнозировать результат. Так, например, «Агроплем» — аккредитованная ISAG лаборатория, поэтому мы гарантируем предоставление и обработку результатов с высокой достоверностью.
Какие перспективы у нашей страны в этом направлении?
Есть большая надежда на меры поддержки от правительства в отношении разработки и внедрения требований к лабораториям, работающим в племенном животноводстве.
Этому вопросу большое внимание уделяется в ЕЭК, вынесены предложения по правкам в Приказ 431, в частности, касающиеся исключения иммуногенетики и обозначающие важность соответствия работы лабораторий международным стандартам.
В ЕЭК приняты в качестве официальных два молекулярно-генетических метода, в направлении широкого их внедрения движется и отечественное племенное животноводство. Отрадно отмечать, что уже есть пул лабораторий, которые могут придерживаться мировых стандартов и страна готова перейти на такой формат работы, что, я уверен, будет реализовано через какое-то время.
Безусловно, я призываю всех пользоваться услугами лабораторий, работающих по мировым стандартам, гарантирующих высокую достоверность на всех этапах оценки. Это основа эффективной селекционной работы!